Омбудсмен в кадре
Итогами визита в Тюменскую область детский омбудсмен Павел Астахов остался доволен. Правда, его благоприятное впечатление едва не испортили чуть запоздавшие на первое мероприятие телевизионщики — они заставили понервничать гостя, видимо, не привыкшего работать без телекамер.
Хозяева учли замечание омбудсмена и в течение дня строго следили за тем, чтобы операторы находились в центре событий. Да он и сам не зевал: во время экскурсий по учреждениям социальной сферы и бесед с руководителями успевал еще и фотографировать на сотовый телефон любопытные для себя кадры, выкладывал картинки на свою страничку в «Твиттер», сопровождая короткими комментариями. Так, например, в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник» Павел Астахов отметил его экологичное местоположение — «курортное место, сосновый бор», а также экономичный подход: всего 76 сотрудников в год обслуживают до 1,5 тысячи человек, тогда как в России «есть учреждения, где на 300 сотрудников приходится 70 детей».
Против штампов
В школе № 15 уполномоченному по правам ребенка представили опыт инклюзивного образования, когда дети, имеющие проблемы со здоровьем, учатся в одном классе вместе со сверстниками. В учебном заведении для этого созданы все условия, начиная с удобного пандуса при входе и заканчивая специальным джойстиком при работе с компьютером. А главное — на помощь всегда готовы прийти одноклассники, поэтому особые дети чувствуют себя комфортно и охотно участвуют в жизни школы. Правда, нынешним рассказам об этих успехах предшествовала серьезная работа всего педагогического коллектива, самих школьников и их родителей.
Познакомившись с необычно обычной школой, омбудсмен отметил, что внедрение инклюзивного образования в России чаще всего сталкивается не с технической проблемой, а с человеческой: есть примеры, когда обучению детей с ограниченными возможностями в обычной школе препятствуют родители. Поэтому вполне актуален вопрос о воспитании самих пап и мам, всего общества в целом, которое сегодня отличается равнодушием, а порой и агрессивностью, в том числе по отношению к инвалидам. И это вполне объяснимо: ведь уже в родильном доме врачи предлагают мамам отказаться от ребенка, родившегося с отклонениями в развитии. Может быть, толерантное отношение общества к людям с ограниченными возможностями начнется со школы? Так или иначе, Астахов считает, что «нет необучаемых детей»:
— Это штамп, который обычно ставят в детских домах и интернатах. Пора от него отказаться. Каждого ребенка можно чему-то научить, просто у каждого — своя программа обучения. Руководствуясь таким подходом, мы сможем изменить ситуацию. Пример 15-й школы — тому подтверждение.
Наталья Фомичева, директор школы, проводив гостя, рассказала, что Астахов предложил школе обобщить свой опыт работы с особыми детьми. Ее порадовало, что обе стороны одинаково смотрят на проблемы инклюзивного образования, даже одинаково стараются избегать употребления слова «инвалид», заменяя его более мягкими синонимами.
Нет проблем
В областном центре «Семья» Павлу Астахову удалось наладить диалог с тюменскими общественниками (Тюменский городской родительский комитет), который не получился во время его предпоследнего визита, когда тюменцы устроили пикет против внедрения в России ювенальной юстиции. Убедившись, что детский омбудсмен не поддерживает эту идею, городской родительский комитет изменил свою позицию.
Гость разделил обеспокоенность тюменских общественников по поводу появления в книжном магазине «Знание» переводной литературы по сексуальному просвещению детей. Галина Калюжная, тюменский омбудсмен по правам ребенка, заверила, что реакция всех служб оказалась своевременной, ситуация расценивается как административное нарушение. Еще одна непростая тема — изъятие детей из семьи. Общественники стали было жаловаться на имеющие место случаи, но Павел Алексеевич сразу же отметил, что система работы с семьей в Тюмени — одна из самых передовых, в этом он убедился еще в первую свою инспекторскую проверку. Его поддержала Галина Калюжная: в 2012 году ни одного подобного факта в регионе не было, отдельные ситуации рассматриваются в индивидуальном порядке.
Вместе с родителями, которые взяли на воспитание детей-сирот, собравшиеся коснулись проблем статуса семьи в современном мире (по наблюдениям норвежцев, ее значение снижается), вопросов усыновления и других форм устройства детей-сирот. Не все они совершенны, признал Астахов, но «мы находимся в стадии эксперимента»… Пообщавшись с мамами и папами, уполномоченный предложил им сформулировать проблемы, жалобы, которые требуют разрешения на высоком уровне (он как раз собирался на встречу с губернатором). Родители развели руками: «Мы благодарны за помощь, которую получаем и в «Семье», и в других учреждениях социальной сферы нашего региона». Так и расстались — довольные друг другом.
На мажорной ноте прошел и брифинг, на котором Астахов без устали хвалил местные достижения в области защиты прав детей. Выстроена система поддержки семьи, попавшей в сложную жизненную ситуацию, с родителями ведется многоплановая работа, и только потом дети возвращаются в семью… В этом Тюмень значительно опережает федеральные шаги. Впрочем, как и в организации детского отдыха и реабилитации — региональный опыт можно брать за основу стандартов, которые сегодня разрабатываются в столице. В отличие от других регионов, где число детских домов сокращается из-за простого объединения, в Тюмени детей активно устраивают в семьи. На должном уровне реализуется программа обеспечения сирот жильем.
«Сам себя не узнаю: все хвалю и хвалю Тюменскую область», — совсем уж как актер со сцены заявил уполномоченный по правам ребенка в России. Действительно, накануне в Екатеринбурге он выступал совсем в другой роли: в его «Твиттере» полно замечаний в адрес одного из местных детских домов, в котором омбудсмен обнаружил книги про вампиров, фильмы-ужасы, ссылки на сайты знакомств и порнографическую информацию, черного цвета фломастеры… Руководитель едва не поплатилась должностью. В Тюмени Павел Астахов поблагодарил за отличную работу Наталью Шевчик, заместителя губернатора, и Галину Калюжную.
Источник: «Тюменские известия» №62 (5739) 10.04.2013
Хозяева учли замечание омбудсмена и в течение дня строго следили за тем, чтобы операторы находились в центре событий. Да он и сам не зевал: во время экскурсий по учреждениям социальной сферы и бесед с руководителями успевал еще и фотографировать на сотовый телефон любопытные для себя кадры, выкладывал картинки на свою страничку в «Твиттер», сопровождая короткими комментариями. Так, например, в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник» Павел Астахов отметил его экологичное местоположение — «курортное место, сосновый бор», а также экономичный подход: всего 76 сотрудников в год обслуживают до 1,5 тысячи человек, тогда как в России «есть учреждения, где на 300 сотрудников приходится 70 детей».
Против штампов
В школе № 15 уполномоченному по правам ребенка представили опыт инклюзивного образования, когда дети, имеющие проблемы со здоровьем, учатся в одном классе вместе со сверстниками. В учебном заведении для этого созданы все условия, начиная с удобного пандуса при входе и заканчивая специальным джойстиком при работе с компьютером. А главное — на помощь всегда готовы прийти одноклассники, поэтому особые дети чувствуют себя комфортно и охотно участвуют в жизни школы. Правда, нынешним рассказам об этих успехах предшествовала серьезная работа всего педагогического коллектива, самих школьников и их родителей.
Познакомившись с необычно обычной школой, омбудсмен отметил, что внедрение инклюзивного образования в России чаще всего сталкивается не с технической проблемой, а с человеческой: есть примеры, когда обучению детей с ограниченными возможностями в обычной школе препятствуют родители. Поэтому вполне актуален вопрос о воспитании самих пап и мам, всего общества в целом, которое сегодня отличается равнодушием, а порой и агрессивностью, в том числе по отношению к инвалидам. И это вполне объяснимо: ведь уже в родильном доме врачи предлагают мамам отказаться от ребенка, родившегося с отклонениями в развитии. Может быть, толерантное отношение общества к людям с ограниченными возможностями начнется со школы? Так или иначе, Астахов считает, что «нет необучаемых детей»:
— Это штамп, который обычно ставят в детских домах и интернатах. Пора от него отказаться. Каждого ребенка можно чему-то научить, просто у каждого — своя программа обучения. Руководствуясь таким подходом, мы сможем изменить ситуацию. Пример 15-й школы — тому подтверждение.
Наталья Фомичева, директор школы, проводив гостя, рассказала, что Астахов предложил школе обобщить свой опыт работы с особыми детьми. Ее порадовало, что обе стороны одинаково смотрят на проблемы инклюзивного образования, даже одинаково стараются избегать употребления слова «инвалид», заменяя его более мягкими синонимами.
Нет проблем
В областном центре «Семья» Павлу Астахову удалось наладить диалог с тюменскими общественниками (Тюменский городской родительский комитет), который не получился во время его предпоследнего визита, когда тюменцы устроили пикет против внедрения в России ювенальной юстиции. Убедившись, что детский омбудсмен не поддерживает эту идею, городской родительский комитет изменил свою позицию.
Гость разделил обеспокоенность тюменских общественников по поводу появления в книжном магазине «Знание» переводной литературы по сексуальному просвещению детей. Галина Калюжная, тюменский омбудсмен по правам ребенка, заверила, что реакция всех служб оказалась своевременной, ситуация расценивается как административное нарушение. Еще одна непростая тема — изъятие детей из семьи. Общественники стали было жаловаться на имеющие место случаи, но Павел Алексеевич сразу же отметил, что система работы с семьей в Тюмени — одна из самых передовых, в этом он убедился еще в первую свою инспекторскую проверку. Его поддержала Галина Калюжная: в 2012 году ни одного подобного факта в регионе не было, отдельные ситуации рассматриваются в индивидуальном порядке.
Вместе с родителями, которые взяли на воспитание детей-сирот, собравшиеся коснулись проблем статуса семьи в современном мире (по наблюдениям норвежцев, ее значение снижается), вопросов усыновления и других форм устройства детей-сирот. Не все они совершенны, признал Астахов, но «мы находимся в стадии эксперимента»… Пообщавшись с мамами и папами, уполномоченный предложил им сформулировать проблемы, жалобы, которые требуют разрешения на высоком уровне (он как раз собирался на встречу с губернатором). Родители развели руками: «Мы благодарны за помощь, которую получаем и в «Семье», и в других учреждениях социальной сферы нашего региона». Так и расстались — довольные друг другом.
На мажорной ноте прошел и брифинг, на котором Астахов без устали хвалил местные достижения в области защиты прав детей. Выстроена система поддержки семьи, попавшей в сложную жизненную ситуацию, с родителями ведется многоплановая работа, и только потом дети возвращаются в семью… В этом Тюмень значительно опережает федеральные шаги. Впрочем, как и в организации детского отдыха и реабилитации — региональный опыт можно брать за основу стандартов, которые сегодня разрабатываются в столице. В отличие от других регионов, где число детских домов сокращается из-за простого объединения, в Тюмени детей активно устраивают в семьи. На должном уровне реализуется программа обеспечения сирот жильем.
«Сам себя не узнаю: все хвалю и хвалю Тюменскую область», — совсем уж как актер со сцены заявил уполномоченный по правам ребенка в России. Действительно, накануне в Екатеринбурге он выступал совсем в другой роли: в его «Твиттере» полно замечаний в адрес одного из местных детских домов, в котором омбудсмен обнаружил книги про вампиров, фильмы-ужасы, ссылки на сайты знакомств и порнографическую информацию, черного цвета фломастеры… Руководитель едва не поплатилась должностью. В Тюмени Павел Астахов поблагодарил за отличную работу Наталью Шевчик, заместителя губернатора, и Галину Калюжную.
Источник: «Тюменские известия» №62 (5739) 10.04.2013