ВС РФ не обязал авиакомпании перевозить колясочников без спецусловий
МОСКВА, 14 ноя - РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ в среду оставил без удовлетворения иск Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль в действии", которое оспаривало норму правил воздушных перевозок, позволяющую, по мнению заявителя, авиакомпаниям произвольно отказывать в полете инвалидам-колясочникам.
Таким образом, судья Николай Романенков не стал обязывать всех российских авиаперевозчиков размещать на борту граждан в инвалидных креслах или лежачих больных вне зависимости от того, имеются ли в самолете соответствующие условия.
\"Общественный контроль в действии\" просил признать незаконным норму, в соответствии с которой перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске или больного на носилках при отсутствии на воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров.
Юрист правозащитной организации Дмитрий Лесняк в среду на заседании ВС отметил, что оспариваемый пункт действующих уже пять лет правил является дискриминационным по отношению к инвалидам, а также не соответствует действующему законодательству. \"У Общества вызывает недоумение пункт, предоставляющий перевозчику право отказать в перевозке при отсутствии условий. Мы полагаем, что это позволяет перевозчику необоснованно дискриминировать некоторых лиц\", - сказал Лесняк.
Он напомнил, что и международное, и российское законодательство указывает на то, что право на пользование услугами предоставляется в равной степени как тем, кто имеет \"специфические особенности\", так и обычным гражданам без таких особенностей.
По его мнению, можно оборудовать воздушные суда специальными местами, а можно их не предусматривать и услуги инвалидам не оказывать, ссылаясь на то, что такой возможности нет. Поэтому Лесняк убежден, что авиакомпании не должны иметь право произвольно отказать в оказании услуг.
\"На носилках и в коляске может оказаться любой гражданин и даже не гражданин\", - добавил в свою очередь его коллега Алексей Давыдкин, отметив, что правила отечественных перевозчиков фактически лишают таких людей права на свободное передвижение, делая вывод о состоянии здоровья человека лишь по тому, на чем он передвигается.
Отсутствие у авиаперевозчиков права на отказ инвалидам вынудит их обновить парк судов, предоставить альтернативу перелета или заставит компенсировать затраченные на билет деньги, считают в организации.
В свою очередь представитель министерства-ответчика Дмитрий Коновалов напомнил суду о другой норме данных правил, в соответствии с которой перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, если состояние его здоровья требует особых условий, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц.
\"Если отменить эту норму, получается, не будет регулирован вопрос о перевозке данных лиц, ведь нужно обеспечивать перевозку и других пассажиров. Так, возможно, придется сокращать количество обычных мест, обустраивая инвалидов в самолетах, для таких перевозок не предусмотренных\", - сказал Коновалов.
Его коллега Светлана Тонких добавила, что, по мнению ведомства, заявитель вкладывает в эту норму больше, чем она предполагает. Кроме того, по ее словам, заявители не предоставили примеры из судебной практики, подтверждающие, что хоть раз имело место нарушение прав инвалидов на основании данной нормы.
По данным Минтранса, в Госдуме уже прошел первое чтение подготовленный специалистами ведомства законопроект, в котором уточняются необходимые технические особенности пассажирских самолетов и который в конечном итоге заставит перевозчиков обновить или переоборудовать свой авиапарк, но не снимет с пассажиров обязанность заранее информировать авиакомпании о том, что им могут понадобиться специальные условия.
Между тем, представитель Минюста Марина Костецкая поддержала заявителей, отметив, что статья 15 ФЗ \"О соцзащите инвалидов\" обязывает все российские организации предоставлять инвалидам возможность беспрепятственного доступа к любым услугам и информации, равно как и в любой вид транспорта.
Прокурор Лариса Масалова, просившая оставить иск без удовлетворения, в своем заключении сообщила, что буквальное содержание оспариваемого пункта свидетельствует о том, что отказать в перевозке можно в одном случае - если нет условий. Поскольку покупка билета является гражданско-правовым договором, его можно расторгнуть, в том числе, по инициативе перевозчика, если требуются особые условия перевозки, напомнила Масалова. Она уверена, что право перевозчика отказать в перевозке колясочника или лежачего больного обусловлено, прежде всего, безопасностью других пассажиров.
Судья Романенков огласил лишь резолютивную часть решения, после изготовления мотивированной версии которого у сторон будет возможность подать жалобу в вышестоящую инстанцию.
Источник: РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации)
Таким образом, судья Николай Романенков не стал обязывать всех российских авиаперевозчиков размещать на борту граждан в инвалидных креслах или лежачих больных вне зависимости от того, имеются ли в самолете соответствующие условия.
\"Общественный контроль в действии\" просил признать незаконным норму, в соответствии с которой перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске или больного на носилках при отсутствии на воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров.
Юрист правозащитной организации Дмитрий Лесняк в среду на заседании ВС отметил, что оспариваемый пункт действующих уже пять лет правил является дискриминационным по отношению к инвалидам, а также не соответствует действующему законодательству. \"У Общества вызывает недоумение пункт, предоставляющий перевозчику право отказать в перевозке при отсутствии условий. Мы полагаем, что это позволяет перевозчику необоснованно дискриминировать некоторых лиц\", - сказал Лесняк.
Он напомнил, что и международное, и российское законодательство указывает на то, что право на пользование услугами предоставляется в равной степени как тем, кто имеет \"специфические особенности\", так и обычным гражданам без таких особенностей.
По его мнению, можно оборудовать воздушные суда специальными местами, а можно их не предусматривать и услуги инвалидам не оказывать, ссылаясь на то, что такой возможности нет. Поэтому Лесняк убежден, что авиакомпании не должны иметь право произвольно отказать в оказании услуг.
\"На носилках и в коляске может оказаться любой гражданин и даже не гражданин\", - добавил в свою очередь его коллега Алексей Давыдкин, отметив, что правила отечественных перевозчиков фактически лишают таких людей права на свободное передвижение, делая вывод о состоянии здоровья человека лишь по тому, на чем он передвигается.
Отсутствие у авиаперевозчиков права на отказ инвалидам вынудит их обновить парк судов, предоставить альтернативу перелета или заставит компенсировать затраченные на билет деньги, считают в организации.
В свою очередь представитель министерства-ответчика Дмитрий Коновалов напомнил суду о другой норме данных правил, в соответствии с которой перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, если состояние его здоровья требует особых условий, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц.
\"Если отменить эту норму, получается, не будет регулирован вопрос о перевозке данных лиц, ведь нужно обеспечивать перевозку и других пассажиров. Так, возможно, придется сокращать количество обычных мест, обустраивая инвалидов в самолетах, для таких перевозок не предусмотренных\", - сказал Коновалов.
Его коллега Светлана Тонких добавила, что, по мнению ведомства, заявитель вкладывает в эту норму больше, чем она предполагает. Кроме того, по ее словам, заявители не предоставили примеры из судебной практики, подтверждающие, что хоть раз имело место нарушение прав инвалидов на основании данной нормы.
По данным Минтранса, в Госдуме уже прошел первое чтение подготовленный специалистами ведомства законопроект, в котором уточняются необходимые технические особенности пассажирских самолетов и который в конечном итоге заставит перевозчиков обновить или переоборудовать свой авиапарк, но не снимет с пассажиров обязанность заранее информировать авиакомпании о том, что им могут понадобиться специальные условия.
Между тем, представитель Минюста Марина Костецкая поддержала заявителей, отметив, что статья 15 ФЗ \"О соцзащите инвалидов\" обязывает все российские организации предоставлять инвалидам возможность беспрепятственного доступа к любым услугам и информации, равно как и в любой вид транспорта.
Прокурор Лариса Масалова, просившая оставить иск без удовлетворения, в своем заключении сообщила, что буквальное содержание оспариваемого пункта свидетельствует о том, что отказать в перевозке можно в одном случае - если нет условий. Поскольку покупка билета является гражданско-правовым договором, его можно расторгнуть, в том числе, по инициативе перевозчика, если требуются особые условия перевозки, напомнила Масалова. Она уверена, что право перевозчика отказать в перевозке колясочника или лежачего больного обусловлено, прежде всего, безопасностью других пассажиров.
Судья Романенков огласил лишь резолютивную часть решения, после изготовления мотивированной версии которого у сторон будет возможность подать жалобу в вышестоящую инстанцию.
Источник: РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации)