Школа для «особых» актёров
С этими детьми работать очень нелегко. Кто-то сидит, покачиваясь, и смотрит в одну точку, кто-то бродит вдоль стенки, кто-то решил поваляться на полу… Не верится, что ребята с особенностями психического развития смогут выйти на сцену и сыграть свои роли.
Но педагоги детской школы актерского мастерства молодежного театра «НАШ» уверены: у их подопечных всё получится. Только надо много и упорно трудиться.
Детская театральная студия открыта при Дворце творчества и спорта «Пионер» с 2014 года. Программа инклюзивного образования — для особых ребят — начала реализовываться здесь полтора года назад.
Методика, по которой работают специалисты с «особыми» актерами, уникальна. Над ее разработкой трудятся два неординарных человека: директор «Творческого союза молодежи», главный режиссер молодежного театра «НАШ» Марина Галяветдинова и врач, режиссер, преподаватель актерского мастерства, хореографии и инклюзивной программы Наталия Лагун.
И врач, и режиссёр
На одном из занятий Наталии Юрьевны нам удалось побывать. У каждого ребенка из группы — свои проблемы: синдром Дауна, расстройство аутистического спектра, сенсорно-моторная алалия... О том, как находить общий язык с такими подопечными, Наталия Лагун отлично знает, ведь она врач.
Наталия Юрьевна выросла в творческой семье. От родителей унаследовала любовь к театру и режиссерской деятельности. Однако на семейном совете было решено получать «полезную для жизни» специальность. Отучившись в тюменском медицинском вузе, Наталия восемь лет трудилась в областной инфекционной больнице. И больше не смогла сопротивляться желанию работать в театре. Окончила кафедру режиссуры Тюменского института культуры у Марины Михайловны Галяветдиновой. Так в ее жизни появилась организация «Творческий союз молодежи» и детская школа актёрского мастерства. Но Наталия решила остаться, как сейчас говорят, «на стыке профессий».
Наталия Лагун сначала работала с подопечными из клуба общения «Горизонт» на базе дворца «Пионер», где инвалиды, юноши и девушки, занимаются разнообразной творческой деятельностью и в том числе иногда пробуют себя в роли актеров. Однажды в рамках программы «Перезагрузка. Время семьи» на занятия приехали дети с особенностями психического здоровья: с ДЦП, после травм, клинических смертей... И Наталия Юрьевна вдруг поняла: именно с такими ребятами она должна работать! Врач-инфекционист перепрофилировалась на психиатрию и клиническую психологию.
У каждого — свой мир
Для каждого ребенка в группе есть индивидуальный план работы, в зависимости от диагноза. Родители видят положительные результаты от занятий.
…Десятилетние Сережа и Катя, сидя напротив друг друга, показывали пластическую сценку о том, как они просыпаются, умываются, завтракают… Екатерина, у которой синдром Дауна, очень старалась, ни разу не отвлеклась от происходящего. Сергей, страдающий аутизмом, весьма убедительно демонстрировал мельчайшие подробности: долго чистил зубы, застегивал каждую пуговицу... Не верится, что еще год назад этот активный и артистичный мальчик на занятиях замыкался в себе и не реагировал на окружающее.
Денису и Свете в паре работалось сложнее. Говорят, девочка с синдромом Дауна раньше была невероятно упрямой, без фокуса внимания, все время сидела. А теперь разговаривает и действует. Денис тоже не всегда слушается, но зато у мальчишки уходит агрессия и он уже не лупит своих партнеров и педагога, как бывало прежде.
Самая маленькая в группе — трехлетняя Лена. Она все занятие скачет и бегает от одной стенки к другой. Но, несмотря на это, заметно: она в процессе обучения и реабилитации. Наталия отмечает, что за несколько месяцев девочка стала спокойнее, перестала кататься по полу и биться головой, что случалось по нескольку раз за занятие.
Научить трудиться
На комплексном занятии ребята танцевали под веселую музыку, показывая друг другу движения и повторяя их; подпрыгивали, называя гласные звуки; бросали педагогу воображаемый мячик; барабанили руками и старались уловить внутренний ритм... А на прощанье каждый юный актер поговорил с учителем, поаплодировал себе и друзьям.
Так в особой инклюзивной программе происходит соединение актерского мастерства и медицинской диагностики с точки зрения психопатологического процесса. В основе методики лежат принципы повтора одного и того же упражнения длительное время и работы воображения. Происходит воздействие через музыку и рисование. С детьми отрабатывается логопедический комплекс. Первые полгода идут упражнения на внимание, потом — на партнерское внимание, развитие памяти.
- Ребенок должен понимать, что он делает. У нашей актерской школы есть задача: научить детей самостоятельно трудиться, — разъяснила Наталия Лагун. — Нам не надо, чтобы, как в некоторых студиях, инвалидов заставляли где-то на сцене встать, а где-то сесть. Актеры должны быть органичными. Жить на сцене в своем образе. Но для этого приходится очень много работать. Групповые занятия в студии — дважды в неделю по часу. Плюс ко всему есть индивидуальные встречи с педагогом.
Работа на результат
Само понятие «театральной терапии» не новое. Но, как выяснили Наталия Лагун и Марина Галяветдинова в процессе написания научного труда, конкретных методических разработок до сих пор в России не появилось. Большинство режиссеров доброй воли занимаются с детьми-инвалидами, ориентируясь на свою интуицию.
- Мне хочется работать в этом направлении. Мне нравится, что мы можем грамотно совмещать театральную педагогику и медицину, становиться первопроходцами и разработчиками нового направления лечения и реабилитации, — рассказала Наталия Лагун. — Надеемся, что методика пройдет успешную апробацию и будет признана на федеральном уровне. Пока эффективность программы подтвердили специалисты Тюменской областной клинической психиатрической больницы и кафедры психиатрии Тюменского государственного медицинского университета.
Более 20 детей с синдромом Дауна, аутизмом, сенсорно-моторной алалией занимаются в детской школе актёрского мастерства молодёжного театра «НАШ».
Сегодня по программе инклюзивной театральной студии начинают работать еще несколько педагогов детской студии театра «НАШ». Около двух месяцев назад была набрана группа ребятишек трех-четырех лет с синдромом Дауна. В планах — открыть класс для тех, у кого детский церебральный паралич. Для такой работы нужно дополнительное оборудование, а значит — необходимо финансирование. В новом году студия готова поучаствовать в конкурсе президентских грантов.
Программа инклюзивного образования рассчитана на четыре года. В итоге ребята смогут органично работать на сцене под руководством режиссера. Первый опыт выступления у воспитанников уже есть: осенью на конкурсе «Вершина творчества» в номинации художественное слово «Счастье для всех» три участника заняли призовые места.
Первый спектакль детской студии театра «НАШ» с участием «особых» актеров планируется показать на большой сцене уже 1 июня. Педагоги считают, что их подопечные с этой задачей справятся.
Источник: t-i.ru