Народная оценка качества: как уйти от формализма?
Поделись своим мнением на сайте https://narocenka.ru!
Общероссийский народный фронт (ОНФ) считает, что независимая оценка качества работы учреждений социальной сферы не соответствует реальному положению дел, поскольку часто бывает формальной. Поэтому запускает новый проект — «Народная оценка качества». В Тюменской области его обсуждение начали со здравоохранения.
Побывав в поликлиниках Ялуторовска и Упорово (причем в одну заехали внепланово), координатор проекта «Народная оценка качества», директор Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков признался, что не обнаружил проблем, характерных для других регионов. Тем не менее указал общественному совету областного департамента здравоохранения на некоторые рекомендации, которые, по его мнению, носят формальный характер. При этом реальные проблемы остаются за пределами внимания, но именно они вызывают социальную напряженность среди граждан. Задача нового проекта — определить такие слабые места и совместно с органами власти и руководителями медицинских учреждений найти пути их решения.
Круглый стол «Проблемы в работе медучреждений и пути их решения» прошел 4 августа на базе Тюменской областной организации Всероссийского общества инвалидов. В его работе приняли участие активисты ОНФ, команда проекта «Народная оценка качества» (НОК), представители областных департаментов здравоохранения, социального развития, общественных организаций.
Заместитель губернатора области Ольга Кузнечевских выразила готовность выслушать достоверную критику и, вникнув в проблемную ситуацию, решить ее. Она напомнила, что в минувшем году все учреждения социальной сферы, здравоохранения, культуры и образования уже прошли экспертизу, которую провели независимые операторы из других городов России. Сегодня планируются проверки мероприятий по устранению полученных замечаний.
Обращаясь собственно к болевым точкам в работе медучреждений, Валерий Щукин, председатель Общественного совета областного департамента здравоохранения, заметил, что основная проблема — отсутствие должного информирования:
— Многие пациенты до сих пор не знают, что записываться к узкому специалисту теперь надо только через терапевта, не понимают, почему введена эта схема. Еще одна проблема — завышенные требования к лицензированию медицинских организаций, на что государству приходится тратить большие средства. В целом не могу сказать, что наше здравоохранение где-то провалилось. Жалуются не на качество оказания медицинских услуг, а на то, например, что нет пандуса.
— Какие рекомендации, данные вами медучреждениям в 2016 году, исполнены? Что-то поменялось? — поинтересовался Рожков.
— Делали замечания по сайтам: у них была разная структура, мы рекомендовали стандартизировать. Это изменилось.
— Вот у вас написано в рекомендациях: улучшить качество питания. Что-то изменилось? — снова спрашивает гость.
Собственно, этот вопрос и беспомощные попытки дать на него вразумительный ответ и продемонстрировали тот самый формализм — и в формировании самой независимой оценки, и в составлении рекомендаций…
— Это набор типичных рекомендаций, который варьируется в зависимости от организации, я специально их выписывал. При этом те или иные тонкости, которые существуют в медучреждении, не учитываются. Вот поэтому мы и запустили программу проверки качества, — вновь взял слово Виктор Рожков. — Ваши рекомендации (обращаясь к представителям Общественного совета. — В.К.) не должны зависеть от результатов работы операторов, которые руководствуются разными методиками. Важно, чтобы они соответствовали действительности, чтобы не было штампов. Только тогда, уверен, народная оценка качества станет популярным инструментом формирования оценки деятельности.
Между тем, как показало небольшое исследование регионального штаба ОНФ в Тюменской области, проблемы в работе учреждений связаны не только с информированностью (например, в районах пациенты не всегда знают о приезде специалистов из области), но и с доступностью и комфортом (отсутствие лифта). Не всегда пациенты довольны качеством услуг: по нормам у врача слишком мало времени на прием, из-за чего образуется очередь, сводя на нет смысл предварительной записи. Запись на одно и то же время двух пациентов, нехватка узких специалистов, долгое ожидание (30 дней) приема специалиста, а также ожидание нужного лекарства по льготному обеспечению…
Ольга Кузнечевских обратила внимание коллег на такую обозначенную общественниками проблему, как недостаточное информирование:
— Мы принимаем этот сигнал и будем анализировать, как усилить эту работу среди пациентов.
А при формировании оценки качества она предложила общественникам разграничивать объективные причины («Мы готовы их решать!») и субъективные жалобы.
Источник: www.t-i.ru