Есть такое право - работать
Часто инвалиды не хотят идти в государственные органы занятости, потому что считают, что там их не поймут.
Об этом говорили вчера на уроке открытой школы права ТюмГУ, посвященном трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
- Поэтому на базе нашей организации уже несколько лет функционирует собственное агентство по трудоустройству, - говорит заместитель председателя региональной организации Всероссийского общества инвалидов Евгений Кравченко. - Во всех муниципальных образованиях региона работают активисты. В конце концов, свой своего всегда поймет лучше...
Страх быть непонятыми появился у инвалидов не на пустом месте, считает начальник отдела областной прокуратуры Светлана Сипетина. У прокурорских работников есть подтверждение, что в некоторых госорганах к гражданам с ограниченными физическими возможностями относятся не по закону.
- 5 сентября прокурор города внес представление об устранении нарушений Центром занятости, -рассказала Светлана Сипетина. -Заявления о поиске работы, которые писали инвалиды, не регистрировались должным образом. Получается, что отследить сроки работы над ними было невозможно.
Есть в прокурорской практике и случаи, когда работодателей приходится, мягко говоря, подталкивать к созданию рабочих мест для инвалидов. Хотя в соответствующем постановлении областного правительства четко названы юридические лица и ИП, которые обязаны принимать на работу граждан с ограниченными возможностями.
По словам Евгения Кравченко, с 2012 года их общество стало активно интересоваться, насколько добросовестно соблюдается этот закон. Благодаря усилиям разных инстанций, последние несколько лет порядка 350 инвалидам ежегодно предоставляются квотированные рабочие места.
- В принципе, те, кто реально хочет работать и активно занимается поиском, находят место, -сказал Кравченко. - Конечно, инвалидам для этого приходится прикладывать куда больше моральных сил, чем здоровым людям. Тем не менее. В 2013 году наша организация, напри мер, выиграла грант Министерства труда и социальной защиты, благодаря чему 30 человек прошли обучение на специальность архивариус, и шесть из них устроились по специальности. В этом году, тоже по гранту, 30 человек выучились на диспетчеров службы такси, сейчас все работают.
Говорили на уроке школы права и о дистанционном труде, который, однако, наравне с плюсами имеет и довольно большой минус. В частности, надомная работа лишает инвалида общения, создает эффект социальной изоляции, когда ни инвалид толком не видит мира, ни мир его.
А нашему обществу, наоборот, необходимо привыкать к той мысли, что человек с ограниченными возможностями - такой же полноправный член общества, как и все остальные.
Именно с этой целью в ТюмГУ был создан Центр инклюзивного образования. Студенты-инвалиды обучались в вузе всегда. Только теперь, по словам директора института психологии и педагогики ТюмГУ Людмилы Волосниковой, у них будут еще более комфортные условия.
Представители университетского Центра карьеры, практики и трудоустройства подготовили актуальный список частных фирм, готовых принять на работу инвалидов. В списке тридцать вакансий: бухгалтеры, менеджеры по продажам, педагоги-психологи, делопроизводители, архивариусы.
Но прокурор Светлана Сипетина, как ни извинялась, вынуждена была добавить еще одну ложку дегтя, сказав, что найти работу -это полдела. На нее еще надо попасть.
- Иногда хочется заставить тех людей, которые делают пандусы, самих проехать по этим конструкциям на инвалидной коляске, -сказала она. - Я видела пандусы, которые упираются в ограждение палисадника, над которыми свисают ветки деревьев, у которых нет поручней... Для кого все это делается?
Прокуроры уже обратились в суд по поводу того, что пандусы отсутствуют в ряде департаментов, которые являются социально значимыми объектами.
... В этом смысле искоренять невежество среди населения гораздо сложнее. Я заметила, что все места для инвалидов на парковках рядом с корпусом ТюмГУ, где проходил урок школы права, были заняты машинами здоровых людей.
Источник: «Тюменский курьер»