Таких реабилитационных учреждений, как Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма», что находится в 30-ти километрах от Тюмени, в России больше нет. Это правда. Есть другие, по отдельным группам инвалидности. А в нашем — соединены зрительное, речевое, слухоречевое направления. Впрочем, обо всём по порядку.
Комплексная реабилитация
В центре реабилитации «Пышма» хотелось побывать уже давно, и вот наконец журналистские пути-дороги привели сюда. Современные здания, уютные холлы, множество цветов, обилие специальных кабинетов для реабилитации, занятий, творческого досуга. А руководит учреждением главный врач Алефтина Лузина. Она и рассказывает о становлении и развитии центра.
Он достаточно молодой, существует с 2009 года. До этого здесь был интернат для слепых и слабовидящих, его расформировали. Перед коллективом была поставлена основная задача — реабилитация инвалидов по зрению.
С 2007 года Алефтина Анатольевна заведовала медицинским отделением в интернате, затем работала заместителем директора по медико-социальным вопросам, а в 2009 году стала руководителем центра. Сначала здесь было отделение для инвалидов по зрению старше 18 лет, затем, в 2010 году, открыто отделение для детей-инвалидов по зрению и детей с заболеваниями органов зрения из группы риска по развитию инвалидности. Создавали единое коррекционное развивающее пространство, вводили новые технологии, обучали специалистов.
Когда в 2011 году на первое место в нашей области по инвалидности вышли речевые нарушения, было решено ввести в центре «Пышма» логопедическое реабилитационное направление. Дефектологи, психологи в штате уже были. Приняли еще логопедов, невролога и занялись коррекцией речевых нарушений. Сегодня это одно из лучших отделений в области по реабилитации детей-инвалидов с речевой патологией и детей с нарушениями речи.
С 2013 года центр начал принимать на реабилитацию детей после кохлеарной имплантации и слухопротезирования. После сложной операции на внутреннем ухе у детей появляется слух — теперь их необходимо учить слушать, слышать, говорить. Специалисты центра (психолог и логопед) прошли заочное обучение по специальности «Сурдопедагогика», и сегодня в учреждении трудятся специалисты редкой квалификации: сурдопедагог-логопед и сурдопедагог- психолог, что очень важно для качественной реабилитации таких ребятишек. Коррекционные педагоги тесно работают с врачом-сурдологом, постоянно внедряются новые методики, а специалисты обучаются в лучших профильных вузах.
— У нас 250 мест, — рассказывает Алефтина Анатольевна. — Осуществляется 16 заездов в год (по 18 дней или по 21 дню). Основная наша деятельность — комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация. Мы работаем под эгидой департамента социального развития Тюменской области. Нам дается государственное задание и в рамках областного бюджета, и по программе «Сотрудничество» (к нам едут дети и взрослые из ЯНАО и ХМАО).
Необходимо отметить, что реабилитационные путевки для инвалидов и детей-инвалидов выделяются на льготных основаниях: 80 процентов средств выделяется из бюджета Тюменской области, 20 процентов платят родители.
Есть направление и санаторно-курортное, туда включается только медицинская реабилитация. Такие путевки для потребителей бесплатны. Они выделяются департаментом социального развития, а для представителей Ямала, ХМАО, Кургана идут по линии ФСС (Фонда социального страхования). Центр «Пышма» участвует в тендерах и, выигрывая их, получает право на оздоровление льготной категории граждан (инвалидов, детей-инвалидов по зрению и слуху).
Кроме того, ведется работа и по программе обязательного медицинского страхования. Путевки по полису ОМС в центр «Пышма» тоже бесплатные. Медицинскую реабилитацию получают дети с заболеваниями органов дыхания, зрения и слуха по путёвке «Мать и дитя».
На свободные места принимаются желающие, но они должны в этом случае полностью оплатить путевку.
Что еще необходимо сказать. В «Пышму» (по зрительному и слухоречевому направлениям) берут детей с 1 года; по речевому — с 2,5 лет (все это по путевкам «Мать и дитя»). С 10-12 лет ребята приезжают уже одни.
В год для взрослых юга области, нуждающихся в реабилитации, выделяется 148 путевок, для детей — 845, для жителей ХМАО — 94 путёвки для взрослых, для жителей ЯНАО — 58 путёвок для взрослых и 313 путёвок для детей.
«Белая трость» и азбука по Брайлю
— Коллектив у нас большой и дружный, очень профессиональный — 200 человек, — говорит Алефтина Лузина, — я ими горжусь! Наши специалисты много учились. Например, у нас 10 тифлопедагогов. Активно развиваются все направления реабилитации: зрительная, речевая, слухоречевая. В помощь родителям и специалистам социальной отрасли мы издаём учебно-методическую литературу, снимаем учебные фильмы, проводим стажёрские площадки.
Кроме всего перечисленного в центре для людей организован досуг, развита социокультурная деятельность. Театральная студия, кружок лепки, творческие конкурсы — всего не перечислить! А еще бассейн, сауна, тренажерный зал.
Сегодня мы поговорим подробнее о работе с незрячими и слабовидящими. Главный врач рассказала об основных направлениях этой деятельности, то есть о том, чему инвалиды по зрению могут научиться в центре «Пышма».
Первое — это целая программа — пространственное ориентирование с помощью белой трости. Оно обес-печивает незрячему человеку мобильность, достаточный комфорт и безопасность передвижения. Второе — ориентирование с помощью GPS-навигации.
— GPS-навигация в таком объеме преподается только у нас! — с гордостью отмечает Алефтина Анатольевна. — Молодежь и активные пожилые люди с удовольствием занимаются. Тут всё не так просто: взял смартфон и пошел! Нужно осваивать теорию, тренироваться. Мы обучаем около 30 человек в год. Комплект стоит свыше 19 тысяч рублей. Благодаря поддержке губернатора Тюменской области мы выдаем такие комплекты для навигации бесплатно тем, кто у нас прошел обучение. Есть четыре ступени GPS-навигации; кто-то проходит только 1-2 ступени, другие (при их желании) — 3-4-ую. Приложенный труд окупается с лихвой — слепой человек становится более мобильным и уверенным в себе, перед ним открывается новый уровень жизни.
Третье направление работы с инвалидами по зрению — обучение чтению и письму по системе Брайля. Четвертое, конечно, медицинская реабилитация.
Пятое — социально-бытовая ориентировка, что очень важно, ведь потерявший зрение человек становится беспомощным даже в собственной квартире. В центре «Пышма», в специальном кабинете для незрячих и слабовидящих, учат различным видам домашней работы: постирать, погладить белье, самостоятельно одеться (различить, где лицевая сторона, где изнанка), приготовить пищу. Причем не только нарезать салат, сварить суп, но и, например, испечь что-то, сделать оладьи. Побывав в «Пышме», получив бытовые навыки, люди возвращаются домой уже другими, уверенными в себе, в своих силах.
Еще одно направление работы — компьютерная грамотность для незрячих. Компьютер для них является источником получения информации, средством общения. Он помогает и в работе, и в учебе.
9-10 сентября 2015 года специалисты центра «Пышма» приняли участие в специализированной выставке «Информационные технологии Тюменской области» («ИНФОТЕХ-2015»). На выставке были продемонстрированы новейшие технические средства реабилитации инвалидов, детей-инвалидов по зрению.
Два высших образования
Алефтина Лузина рассказала об одном из специалистов центра «Пышма». Это Анатолий Киселев. Будучи незрячим, он преподает компьютерную грамотность и азбуку Брайля, является тифлопедагогом.
— Я бы ему орден дала! — говорит главврач. — Он не только сам полностью адаптирован к жизни, но и учит этому других. Когда мы создавали и развивали центр, мы с ним постоянно советовались, чтобы понять, как построить работу, что нужно инвалиду по зрению для качественной жизни.
…Честно говоря, об Анатолии Валентиновиче я была наслышана давно, мы даже заочно знакомы, но именно в центре «Пышма» довелось встретиться. Показывая мне кабинет компьютерной грамотности, кабинет, где изучают систему Брайля, он двигался легко и точно. Высокий, подтянутый, в костюме и при галстуке — настоящий преподаватель, он просто излучал уверенность. Незрячий? Да это словно не о нем.
Анатолий Киселев о себе говорил довольно скупо. До 18 лет жил обычной жизнью, а потом в дверь постучалась беда. Осложнение после простуды было серьезным — юноша ослеп. Пришлось привыкать к новым обстоятельствам, осваивать чтение и письмо по Брайлю. Хотелось иметь высшее образование. В 24 года, после месяца занятий на подготовительных курсах, Анатолий подал документы в Тюменский госуниверситет, на исторический факультет. Поступил безо всяких льгот! Лекции записывал по Брайлю, приноровился. Было стремление стать одним из лучших студентов. И за время учебы не получил ни единой четверки.
Потом несколько лет работал в Тюменской областной библиотеке для слепых. С 2006 года при интернате «Пышма» преподавал в Школе активной реабилитации «ШАР», обучал незрячих чтению и письму по Брайлю, компьютерной грамотности. А затем остался работать в созданном центре реабилитации. Второе высшее образование Анатолий Валентинович получил уже в Уральском государственном педагогическом университете, по специальности «Тифлопедагогика».
«Поймите, что вы всё можете!»
— Первым тифлопедагогом был… Валентин Гаюи, — рассказывает Анатолий Киселев. — Он родился во Франции в 1745 году. В возрасте 39 лет Гаюи открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». А в 1806 году, по приглашению императора Александра I, Валентин Гаюи приехал в Петербург и основал первое в России учебно-воспитательное заведение для слепых детей. Там, как отмечали позже проверяющие, «воспитанники обучены были чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, пению и разным ремёслам: плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу».
Для тех, кто не знает, скажем, что гениальный учитель Гаюи использовал свой метод обучения незрячих с помощью придуманного им шрифта для слепых – «унциала». Он даже издал несколько книг рельефно-линейным шрифтом. Это были первые на земле книги для слепых. По ним незрячие люди обучались вплоть до появления шеститочечного шрифта Брайля.
А сейчас уже есть Брайлевский органайзер, Брайлевский тифлокомпьютер, и их нам показали. На мой вопрос: «Как, на его взгляд, осуществляется программа по созданию доступной среды?» — Анатолий Валентинович не спешит с обнадеживающим ответом, что всё хорошо:
— Когда я поступал в вуз, было проще. И на работу устроиться тоже. Сейчас приходит незрячий человек, а ему говорят: «Дайте справку, что вы можете учиться! Предоставьте справку, что вы можете выполнять эту работу!». И так далее.
Слепого человека, как рассказал Анатолий Киселев, могут не пустить на рейс в самолет без сопровождения. Или вот еще пример. Его ученицу, Елену Ермакову, в 2007 году не хотели принимать в Уральский педагогический университет, она незрячая. Пришлось вмешаться, звонить в Москву. В итоге Лена стала лучшей студенткой, а потом окончила и аспирантуру.
— Те, кто боится незрячих, просто проходят мимо нас, словно не замечают, — делится мой собеседник. — Наверное, поэтому у меня ощущение, что вокруг только доброжелательные люди.
…Бесспорно, Анатолий Киселев — человек уникальный (хотя он будет с этим спорить), а еще увлеченный своим делом. Он всегда повторяет незрячим и слабовидящим: начинать надо с веры в себя самого:
— Должно быть внутреннее стремление! Поймите, что вы ВСЕ МОЖЕТЕ, вам многое доступно!
Остается только добавить, что в 2014 году Анатолий Валентинович победил в областном конкурсе «Лучший специалист по реабилитации инвалидов», его пригласили в Москву на Всероссийский конкурс, и там он тоже стал первым!
Владимир Зимнев,
депутат Тюменской областной Думы, координатор партийного проекта «ЕР» «Единая страна — доступная среда»:
"Мы должны содействовать полной реализации этими людьми своих прав и свобод, а также участию инвалидов во всех сферах жизни. И мы ценим их вклад, нынешний и потенциальный, в общее благосостояние."
комментарий
Здесь помогают найти своё место в жизни
Владимир Столяров,
председатель комитета по социальной политике Тюменской областной Думы:
— Центр «Пышма» — это учреждение социального обслуживания населения Тюменской области. Он является ярким примером того, как нужно помогать людям с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в общество. Здесь работают высококвалифицированные специалисты, которые реализуют инновационные методики и технологии, позволяющие сегодня говорить об эффективной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов.
Так, сегодня одним из востребованных направлений является реабилитация детей с речевыми нарушениями. Логопеды, дефектологи, психологи, врачи-психиатры, неврологи, врачи рефлексотерапии создают единое коррекционно-развивающее пространство. А оно положительно мотивирует ребенка и его семью на достижение конкретных результатов.
Единственный в Российской Федерации центр «Пышма» внедрил программу по реабилитации детей-инвалидов после кохлеарной имплантации и детей со слухоречевой патологией. Команда врачей сурдологов-оториноларингологов, психологов, логопедов, дефектологов проводят реабилитационные мероприятия, которые в конечном итоге позволяют интегрировать таких детей в языковую среду слышащих людей.
В центре также реализуется авторская программа инвалида по зрению Анатолия Киселева по обучению компьютерной грамотности незрячих и слабовидящих взрослых и детей. Она позволяет обучить их использовать компьютер для всестороннего развития и активного участия в общественном информационном обмене.
Еще центр занимается социальной реабилитацией инвалидов первой и второй групп по зрению, детей-инвалидов по зрению с использованием инновационных методик пространственного ориентирования и мобильности с применением GPS-навигации.
Работу с детьми-инвалидами по зрению, с детьми с ослабленным зрением осуществляет команда врачей-офтальмологов, врачей по лечебной физкультуре, культорганизаторов, специалистов по социальной работе, кружковой деятельности. Особую значимость медицинская реабилитация приобретает в комплексе с социальной, что дает максимально возможный эффект! И подопечные центра «Пышма» готовы идти в жизнь, искать и находить в ней свое место.
Источник:t-i.ru