Человеку как существу биосоциальному необходимо общество. Он должен уметь жить среди людей, общаться, быть востребованным. Одна из главных задач семьи – социализация ребенка. Но особенно это важно для тех, кто родился с каким-либо заболеванием или стал ограниченным в своих возможностях после несчастного случая. Им особенно трудно, и их надо научить адаптироваться к жизни в обществе. Этим, в частности, занимаются специалисты АУ СОН ТО «Областной центр реабилитации инвалидов».

«Родитель – родителю»

По мнению главного врача АУ СОН ТО «Областной центр реабилитации инвалидов» Натальи Логиновой, социализация людей с ограниченными возможностями в первую очередь начинается с семьи. «Если человек не идет в общество, заставить его невозможно. Если мать ребенка-инвалида не преодолеет барьер изоляции сама, то не поможет это сделать и ему», – говорит она.

В центре создана информационная база о семьях Тюмени и области, где проживают инвалиды. Вся работа начинается с работы в семье, исходя из их потребностей. Чтобы избежать многих ошибок в процессе воспитания детей-инвалидов, в центре уже на протяжении трех лет работают клубы «Родитель – родителю». Они очень востребованы. Это своего рода институт родительской взаимопомощи, мамина школа. Родители общаются друг с другом, сообща решают проблемы. Общение семей переходит на следующий уровень: они начинают принимать участие в мероприятиях. В поддержку родительского клуба проводятся тренинги, психологическое консультирование, социально значимые мероприятия. Так, к 8 Марта в центре традиционно проходят кулинарные поединки с участием мам детей-инвалидов или женщин-инвалидов. В теплой, дружеской обстановке они делятся рецептами, вместе готовят, устраивают чаепития. Кроме того, центр помогает родителям особых детей, предоставляя помещения для общения. Благодаря этому, например, родители детей с синдромом Дауна смогли объединиться, чтобы в дальнейшем создать общественную организацию.

Игра в жизнь

Сегодня много говорится о программе «Доступная среда». Сотрудники поликлиник, магазинов, парикмахерских должны знать, как помочь особым людям. Как оказалось, они знают, а вот инвалиды зачастую не умеют попросить и получить эту помощь.

В центре разработали программу обучения инвалидов, начиная с детского возраста. У них есть специальное оборудование, которое в подробностях воссоздает сценарий той или иной жизненной ситуации. Допустим, макет школы, где ребенку рассказывают и показывают, как там все будет происходить. В магазине, оборудованном кассовым аппаратом, тележкой, наборами продуктов, их учат совершать покупки. Так же представлены больница, парикмахерская, общественный транспорт.

Прямая зависимость

Большую роль в социальной адаптации играют психологи центра. Особенно это актуально в оказании помощи человеку, который внезапно стал инвалидом. К сожалению, такое происходит внезапно – в результате тяжелого острого заболевания либо травмы, другого ЧП. «Часто они не то что не готовы получать реабилитационную помощь, просто не хотят общаться с людьми. Психологи приходят к ним домой, чтобы помочь выйти из состояния острого постинвалидного стресса, обрести понимание себя в обществе, в семье, готовность выйти к людям», – рассказывает Наталья Валерьевна. Как показывает практика, наблюдается прямо пропорциональная зависимость: насколько человек был активным, энергичным до инвалидности, настолько он глубоко уходит в депрессию после. Работа с такими людьми трудная, и специалисты центра постоянно осваивают определенные методики, технологии, чтобы им помогать.

Школьники – школьникам

В 2013 году в Тюмени на базе центра был запущен большой проект по интеграции детей с ограниченными возможностями в общество «Хочу учиться как все». В нем приняли участие 25 детей-инвалидов, с которыми проводились занятия по психологической адаптации, начальным навыкам письма, чтения, они учились общаться со сверстниками и т.д. В результате 21 ребенок стал школьником как коррекционных, так и общеобразовательных школ. Большинство из родителей отметили, что в первую очередь такая программа помогает детям избежать социальной изоляции.

Наряду с этим проектом в центре появилась встречная программа, когда школьники тюменских общеобразовательных школ знакомились с особыми ребятами и учились с ними общаться. Зачем это нужно? Важно, чтобы здоровая среда принимала инвалидов. Продолжением проекта стала «Мобильная лекотека», когда школьники оказывали детям-инвалидам посильную помощь. Они собирали развивающие игрушки, конструкторы, энциклопедии, пазлы, шашки, шахматы – все, из чего они уже выросли. Дети очень живо откликнулись на этот призыв, и подарки центр передал в семьи детей-инвалидов.

Инвалидность – не приговор

В центре регулярно организуются небольшие праздники для людей с ограниченными возможностями. Тяжелобольных, маломобильных детей, которые не выходят из дома, сотрудники центра вместе с тюменскими школьниками поздравляют с именинами. В торжественной обстановке проходит День Победы, в нем принимают участие как ветераны, так и дети-инвалиды и школьники. 063-13-2
В отдельное направление выделена работа с молодыми инвалидами. Полтора года назад дети с тяжелыми формами ДЦП на базе центра начали играть в бочче – это командная игра с мячом. За это время появилась команда, которая занимает призовые места, защищает честь Тюменской области на уровне России. Что лишний раз подтвердило: даже если человек никогда не встанет из коляски, он может заниматься спортом, если захочет.

«Сегодня инвалидность – не приговор, – утверждает Наталья Логинова. – Эти люди зачастую суперсоциально активны, они дадут фору здоровым, которые нередко гневят бога плохим настроением, находят, о чем бы им еще поволноваться».

Источник: tyum-pravda.ru